Обращения граждан

Утверждено

решением Собрания депутатов

от   26.02.2021 г.  №75

 

 

РЕГЛАМЕНТ

 рассмотрения обращений граждан

в Собрании депутатов и контрольно-счетной комиссии

Вилегодского муниципального округа

 

Статья 1. Сфера применения настоящего Регламента

Настоящий регламент рассмотрения обращений граждан в Собрании депутатов и контрольно-счетной комиссии Вилегодского муниципального округа (далее – Регламент) в соответствии с Конституцией РФ,  федеральными законами от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон), законом Архангельской области от 15 марта 2012 года №436-29-ОЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Архангельской области» (далее – Областной закон), Уставом Вилегодского муниципального округа Архангельской области регулирует организацию и порядок рассмотрения обращений граждан в Собрании депутатов Вилегодского муниципального округа (далее - Собрание депутатов) и  контрольно-счетной комиссии Вилегодского муниципального округа (далее – контрольно-счетная комиссия).

 Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Регламенте

Для целей настоящего Регламента используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) – направленные в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в Собрание депутатов, контрольно-счетную комиссию и их должностным лицам, постоянную комиссию Собрания депутатов (далее – постоянная комиссия), депутату Собрания депутатов;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию нормативных правовых актов органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности и других вопросов местного значения;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатков в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) коллективное обращение - обращение двух или более граждан по общему для них вопросу, в том числе принятое в ходе митингов, собраний, сходов или путем сбора подписей;

6) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.  В Собрании депутатов должностными лицами являются председатель Собрания депутатов и главный специалист аппарата Собрания депутатов, в контрольно-счетной комиссии – председатель и инспектор аппарата;

7) регламент - нормативно-правовой акт, регулирующих внутреннюю организацию и порядок рассмотрения обращений граждан.

 Статья 3. Права гражданина при рассмотрении обращения

1. При рассмотрении обращения гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральными законами тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;

6) осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.

2. Граждане, обратившиеся с коллективным обращением, реализуют права, определенные данной статьей, через своих представителей.

 Статья 4. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Не допускается преследование гражданина в связи с его обращением в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

 Статья 5. Письменное обращение

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа местного самоуправления, постоянной комиссии, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, депутата Собрания депутатов, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Если гражданин приложил к обращению или передал при рассмотрении обращения подлинники документов либо копии документов, которые имеют для него ценность и (или) необходимы ему для дальнейшей защиты своих прав, и настаивает на возвращении ему указанных документов (копий документов), то они должны быть возвращены гражданину.

В этом случае Собрание депутатов, контрольно-счетная комиссия, их должностные лица, постоянная комиссия, депутат Собрания депутатов вправе изготовить и оставить в своем распоряжении копии возвращаемых документов.

 Статья 6. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение в Собрание депутатов, на имя председателя Собрания депутатов, в постоянную комиссию или непосредственно депутату Собрания депутатов, в контрольно-счетную комиссию, на имя председателя или инспектора аппарата контрольно-счетной комиссии.

2. Регистрация письменных обращений, поступивших в Собрание депутатов, на имя председателя Собрания депутатов, в постоянную комиссию, в контрольно-счетную комиссию, на имя председателя или инспектора аппарата контрольно-счетной комиссии осуществляется уполномоченным работником аппарата Собрания депутатов  по адресу: Архангельская область,  Вилегодский район, с. Ильинско-Подомское, ул. Советская д. 32.

Регистрацию письменных обращений, поступивших непосредственно депутату Собрания депутатов,  депутат может осуществлять самостоятельно.

3. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех рабочих дней  с момента поступления обращения. На обращении проставляется регистрационный штамп, в котором указываются регистрационный номер и дата.

4. По просьбе гражданина ответственный работник аппарата Собрания депутатов, принявший письменное обращение, обязан проставить на втором представленном гражданином экземпляре обращения  регистрационный штамп с указанием регистрационного номера и даты обращения и  удостоверить своей подписью факт приема обращения с указанием даты его приема, занимаемой должности, фамилии и инициалов лица, принявшего письменное обращение.

Депутат Собрания депутатов, принявший письменное обращение,  по просьбе гражданина обязан удостоверить своей подписью на втором представленном гражданином экземпляре обращения факт приема обращения с указанием даты, своих фамилии и инициалов, депутатом какого избирательного округа он является.

5. Обращение в Собрание депутатов, контрольно-счетную комиссию,  их должностным лицам, в постоянные комиссии,  депутатам Собрания депутатов также может быть передано телеграммой, посредством телефонной или факсимильной связи  (Собрание депутатов тел./факс 4-20-11, контрольно-счетная комиссия тел./факс 4-20-12), через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (посредством электронной почты E-mail: vilsobrdep@yandex.ru или через сайт в сети Интернет (официальный сайт администрации Вилегодского муниципального округа), а также во время проведения публичных мероприятий и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменному обращению.

6. Обращения граждан, поступившие через сеть Интернет, регистрируются ответственным работником аппарата Собрания депутатов в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения.

7. Обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом, Областным законом и настоящим Регламентом. 

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

8. Председатель Собрания депутатов  организует работу по обработке и направлению поступивших обращений для рассмотрения.

9. Обращение, поступившее в Собрание депутатов, рассматривается председателем Собрания депутатов, либо направляется для рассмотрения в постоянную комиссию  или непосредственно депутату, в ведении которого находится вопрос, содержащийся в данном обращении. При необходимости обращение, поступившее в Собрание депутатов и имеющее общественный резонанс, оглашается  председателем Собрания депутатов на заседании Собрания депутатов.

По результатам рассмотрения обращения Собранием депутатов может быть принято решение. Проект решения Собрания депутатов готовит соответствующая постоянная комиссия или депутат, в ведении которого находится вопрос, содержащийся в данном обращении.

10. Обращение, поступившее в постоянную комиссию, оглашается и рассматривается на ближайшем заседании комиссии. По результатам рассмотрения обращения комиссией может быть принято решение комиссии. В случае  необходимости обращение может быть передано  для рассмотрения депутату, в ведении которого находится вопрос, содержащийся в данном обращении

11. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Собрания депутатов, контрольно-счетной комиссии, их должностных лиц, постоянных комиссий, депутатов Собрания депутатов направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации.

12. Обращения граждан, содержащие предложения о принятии муниципальных правовых актов, либо о внесении изменений или дополнений в существующие муниципальные акты, могут быть направлены  председателем Собрания депутатов главе Вилегодского муниципального округа с ходатайством обеспечения юридического заключения по поставленному вопросу и предложением внесения соответствующей правотворческой инициативы.

13. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

14. В случае  если в соответствии с запретом, предусмотренным  пунктом 13 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

 Статья 7. Рассмотрение обращения

1. Обращение, поступившее в Собрание депутатов, контрольно-счетную комиссию, их должностным лицам, постоянную комиссию, депутату Собрания депутатов подлежит обязательному рассмотрению своевременно и по существу.

2. Собрание депутатов, контрольно-счетная комиссия и их должностные лица, постоянная комиссия, депутат Собрания депутатов,  принявший обращение к рассмотрению:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона, статье 8 настоящего Регламента;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

3. При направлении письменного обращения, а также в период его рассмотрения граждане имеют право:

1) получать информацию в устной (в том числе по телефону) или электронной форме о регистрации письменного обращения, а также о сроках его рассмотрения;

2) обращаться с просьбой о предоставлении ответа помимо письменной формы в устной форме (в том числе по телефону) или через сеть Интернет (посредством электронной почты или через сайт в сети Интернет).

 Статья 8. Рассмотрение отдельных обращений

1. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3.  Собрание депутатов, контрольно-счетная комиссия, их должностные лица, постоянные комиссии Собрания депутатов, депутаты Собрания депутатов при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, депутата Собрания депутатов, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае  если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Собрание депутатов,  постоянная комиссия Собрания депутатов, депутат Собрания депутатов,  председатель контрольно-счетной комиссии вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6.  В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7.  В случае  если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение.

 

Статья 9. Коллективные обращения граждан

1. Коллективные обращения граждан подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Регламентом, регулирующим порядок рассмотрения письменных обращений.

2. Письменный ответ на коллективное обращение граждан (далее - ответ) направляется лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя коллектива граждан, подписавших обращение.

3. Если получатель ответа в коллективном обращении не определен, ответ направляется первому гражданину в списке обратившихся (подписавшихся), указавшему свой адрес места жительства.

4.  В случае если просьба о направлении ответа выражена несколькими гражданами либо всеми лицами, подписавшими коллективное обращение, копия ответа направляется каждому из них по указанным ими адресам места жительства. 

 Статья 10. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Обращения граждан независимо от способа их направления подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 статьи 7 настоящего Регламента, срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом необходимо в письменной форме уведомить гражданина, направившего обращение, о продлении срока рассмотрения его обращения.

3. Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, проводится безотлагательно.

4. О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется сообщение в течение трех дней со дня принятия по нему соответствующего решения.

5. Ответ на обращение гражданина, поступившее через сеть Интернет, направляется в письменной форме на адрес места жительства гражданина или в форме электронного сообщения при наличии адреса электронной почты.

 

Статья 11. Личный прием граждан

1. Председатель Собрания депутатов несет ответственность за организацию личного приема граждан депутатами Собрания депутатов.

2. Личный прием граждан проводится председателем Собрания депутатов, депутатами Собрания депутатов в соответствии с графиком приема граждан, утверждаемым Собранием  депутатов.

3. Личный прием граждан  должностными лицами контрольно-счетной комиссии  проводится в соответствии с графиком приема граждан, утвержденным постановлением председателя Собрания депутатов.

4. Информация о месте приема, установленных для приема днях и часах, контактных телефонах  доводится до сведения граждан через официальное печатное издание Вилегодского муниципального округа,  размещается на официальном сайте администрации Вилегодского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.  Указанная информация также размещается в общедоступных местах, в том числе в зданиях органов местного самоуправления Вилегодского муниципального округа.

5. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

6. На каждого гражданина, записавшегося на прием, заполняется карточка личного приема, в которой указываются (Приложение к настоящему Регламенту):

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан  (Приложение № 1 к настоящему Регламенту):

1) фамилия, имя и отчество обратившегося;

2) адрес его места жительства;

3) фамилия, ведущего прием;

4) содержание обращения;

5) результат рассмотрения обращения.

7. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение, с согласия гражданина, может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

8. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным, Областным законами и настоящим Регламентом.

9. В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Собрания депутатов, контрольно-счетной комиссии и их должностных лиц, постоянных комиссий, депутатов Собрания депутатов, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

10. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

11. Правом на внеочередной личный прием в дни и часы, установленные для личного приема граждан, обладают:

1) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;

2) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий;

3) Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) инвалиды I и II групп с одним сопровождающим лицом, дети-инвалиды с одним родителем или иным законным представителем;

5) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с одним законным представителем, представителем;

6) беременные женщины;

7) граждане, пришедшие на личный прием с детьми в возрасте до трех лет;

8) граждане старше 70 лет с одним сопровождающим;

9) граждане, признанные судом недееспособными, с одним законным представителем;

10) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации с одним родителем или иным законным представителем;

родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации.

12. В целях реализации права на личный прием в первоочередном порядке граждане, указанные в пункте 11 настоящей статьи, предъявляют председателю Собрания депутатов, депутатам Собрания депутатов, проводящим личный прием, документы, подтверждающие такое право.

13. Если на личный прием одновременно явилось два и более гражданина, относящихся к категориям граждан, указанным в пункте 11 настоящей статьи, то их личный прием осуществляется в порядке очередности.

14. Если гражданин был принят  депутатом Собрания депутатов, но не согласен с результатами рассмотрения обращения и настаивает на приеме председателем Собрания депутатов, то данный гражданин пользуется правом внеочередного личного приема председателем Собрания депутатов в любой установленный  для  личного приема  председателем  Собрания депутатов день, по выбору гражданина. При этом  сохраняется право внеочередности, установленное пунктом 11 настоящей статьи.

13.  Если гражданин был принят  инспектором аппарата контрольно-счетной комиссии, но не согласен с результатами рассмотрения обращения и настаивает на приеме председателем контрольно-счетной комиссии, то данный гражданин пользуется правом внеочередного личного приема председателем контрольно-счетной комиссии в любой установленный   для  личного приема  председателем  контрольно-счетной комиссии  день, по выбору гражданина. При этом  сохраняется право первой внеочередности установленное пунктом 11 настоящей статьи.

 Статья 12. Контроль за рассмотрением обращений граждан

1. Собрание депутатов, контрольно-счетная комиссия, их должностные лица, постоянные комиссии Собрания депутатов, депутаты Собрания депутатов осуществляют в пределах своих полномочий контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

2. По итогам работы за год проверку соблюдения порядка рассмотрения  обращений граждан в Собрании депутатов, контрольно-счетной комиссии  проводит постоянная комиссия по законности и местному самоуправлению. Информация об итогах проверки доводится до сведения депутатов Собрания депутатов председателем  комиссии на одном из заседаний Собрания депутатов.

 

Статья 13. Ответственность за нарушение установленного Регламента рассмотрения обращений граждан

Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, принятие заведомо необоснованного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, преследование гражданина за критику, нарушение графика личного приема, незаконное оставление обращения без рассмотрения, утрата письменных обращений граждан или материалов по их рассмотрению, а также другие нарушения установленного Регламента влекут за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.

 Статья 14. Хранение оконченных производством материалов по  обращениям граждан

1.Оконченные производством материалы по обращениям граждан (обращения и документы переписки по ним),  по которым  Собранием депутатов приняты решения, подшиваются в сформированные дела  соответствующего заседания Собрания депутатов и подлежат  постоянному  хранению.

2.Оконченные производством материалы по обращениям граждан в постоянные комиссии Собрания депутатов (обращения и документы переписки по ним, решения комиссий) подшиваются в сформированные дела соответствующих постоянных комиссий и подлежат постоянному хранению.

3.Оконченные производством материалы по обращениям граждан к председателю Собрания депутатов,  депутатам Собрания депутатов (обращения и документы переписки по ним) передаются в аппарат Собрания депутатов. По окончании календарного года ответственным работником аппарата Собрания депутатов формируется  дело  обращений граждан к депутатам Собрания депутатов Вилегодского муниципального округа и передается на временное (пять лет) хранение в архив  Собрания депутатов. По заключению экспертной комиссии  Собрания депутатов обращения граждан, имеющие историческую ценность, могут быть переданы на постоянное хранение в муниципальный архив.

4. Оконченные производством материалы по обращениям граждан в контрольно-счетную комиссию, ее должностным лицам (обращения и документы переписки по ним) передаются в аппарат Собрания депутатов. По окончании календарного года ответственным работником аппарата Собрания депутатов формируется  дело  обращений граждан  в контрольно-счетную комиссию и передается на временное (пять лет) хранение в архив  Собрания депутатов. По заключению экспертной комиссии  Собрания депутатов обращения граждан, имеющие историческую ценность, могут быть переданы на постоянное хранение в муниципальный архив.